Сложности изучения мифа

Константин Бандуровский. Первая лекция первого цикла курса «Мифическое и логическое мышление» (+ ответы на вопросы слушателей). Прочитана 23 сентября 2016 г.

Тезисы:

Миф – зонтичное понятие, охватывающее множество различных по существу явлений, имеющих лишь «семейное сходство».

Миф нелегко отделить от родственных явлений, прежде всего от религии: в своих наиболее интеллектуализированных формах современная религия далеко ушла от примитивных форм, сливающихся с мифом, однако возможно мы просто называем «наши» верования религией, а «их» – мифологией.

Миф, будучи синкретическим явлением, может быть рассмотрен как способ познания, форма культуры, в своих социально-политических или психологических аспектах, и полученные при этом образы мифа будут значительно отличаться друг от друга.

Тем не менее важно определить некую исходную точку, исходную интуицию мифа, определить наиболее существенные черты.

Миф не только слово, но и действие. Миф проживают, осуществляют в обрядах и ритуалах, а зачастую и в повседневных действиях.

Миф тотален, охватывает собой весь мир, всю жизнь. Трудно выйти из него и увидеть его со стороны.

Миф обладает действенной силой, он не только придает смысл существующему миру, но и создает его. Многие социальные изобретения родились из мифа или с его помощью: земледелие и скотоводство (об этом писал Эдуард Хан, «Домашние животные и их отношение к хозяйству человека» (1896), семья, собственность, город, война, власть, гражданство (об этом см. Нюма-Дени Фюстель де Куланж, «Древний город»), стол, стул, ворота (О.М. Фрейденберг, «Поэтика сюжета и жанра»).

На начальных этапах изучения мифа подчеркивается различие мифологического и рационального мышления, причем в рамках этой парадигмы выделяется доминирующий подход (от философии Просвещения до Фрезера и в определенной степени Фрейда), согласно которому рациональное мышление преодолевает мифологическое мировосприятие, и находящийся на втором плане подход, подчеркивающий позитивные стороны мифологического мировоззрения, с его синкретизмом и креативностью (Дж. Вико, романтики, Шеллинг, Ницше).
Последующие подходы скорее проблематизируют эту оппозицию.

Рекомендуемая литература:

Фюстель де Куланж. Древний город. Особенно глава «Римлянин. Афинянин» (211-220).