Школа Ф. Боаса (часть 3). Группа «Культура и личность»

Константин Бандуровский. Лекция из цикла 3 «Восприятие антропологии и этнологии в I половине ХХ века». Курс «Мифическое и логическое мышление». О группе «Культура и личность». Прочитана 28 ноября 2016 г.

Тезисы:

Группа учеников Боаса организовали движение, названное «Культура и личность», к которому принадлежали Рут Бенедикт, Маргарет Мид и Эдвард Сепир.

Аудиозапись лекции можно послушать онлайн или скачать в виде mp3-файла ():

Рут Бенедикт изучала мифологию индейцев (Понятие ангела-хранителя в Северной Америке (Concept of Guardian Spirit in North America, 1923), Мифология кочити (Cochiti Mythology, 1931), Мифология зуни (Zuni Mythology, 1935)) и в процессе изучения обратила внимание на то, что в мифологии выражаются определенные константы культуры, которые оказывают большое влияние на мировоззрение и поведение (в том числе и повседневное) людей. В работе «Формы культуры» (Patterns of Culture, 1934) она описала такие установления, которая каждая культура отбирает и разрабатывает. В той или иной культуре высшими ценностями могут считаться юность, смерть, загробная жизнь и т.д. Эти ценности можно сравнивать и противопоставлять, так культура народности квакиютль была определена ею (не совсем удачно) как дионисийская, а народности зуни — как аполлонийская. Квакиютль стремятся выйти из обыденной ограниченности опыта, достичь иного порядка бытия. В этих целях они используют различные способы достижения транса, от танцев до наркотических веществ и переживание шокирующего опыта (ритуальный каннибализм, поедание нечистот, болевые ощущения). Зуни миролюбивы, не склонны к конфликтности, добры, ценят следование правилам. В самой знаменитой книге «Хризантема и меч» Бенедикт применила этот подход к современному обществу, японскому. В качестве доминант этой культуры она выделила понятие долга (сакрального и неоплатного, гиму, в отличие от обычных долгов, гири) и стыда (противопоставив японскую этику европейской этики совести). Эти установления объясняют поведения японских солдат во время Второй мировой войны, японское экономическое чудо, а также своеобразный японский гедонизм (бани, чайные церемонии, проституция, порнография), компенсирующий психологическое напряжение.

Маргарет Мид проводила исследования в Полинезии, уделяя особое внимание проблеме детства и взросления (Совершеннолетие на Самоа (Coming of Age in Samoa, 1928); Взросление в Новой Гвинее (Growing Up in New Guinea, 1930)), а так же распределению гендерных ролей (Пол и темперамент в трех примитивных обществах (Sex and Temperament in Three Primitive Societies, 1935); Мужчина и женщина (Male and Female, 1949)). Согласно Мид , отношение людей к взрослению и гендерным ролям зависит не от биологических констант, а от культурных установлений. Так, на Самоа нельзя обнаружить т.н. «возрастные кризисы», поскольку дети входят во взрослую жизнь постепенно. В различных племенах Мид обнаружила разные типы гендерных отношений. У ятмулов роли распределены по европейскому типу (мужчины активные, воинственные, женщины мягкие, подчиняющиеся), однако в племени мундугоморов все активны и воинственны, в племени арапешей все дружелюбны, а в племени чамбули доминируют женщины, в то время как мужчины практикуют «женственное» поведение.

Особый интерес у Мид и Бенедикт вызывали аутсайдеры, люди, которые по своей психологии не могли вписаться в существующие установления. Так в племени мундугоморов нормальными считаются агрессивные люди, в то время как мягкие презираются, в то время как арапеши сторонятся агрессивных людей.

Грегори Бейтсон не входил в группу «Культура и личность», однако его исследования были близки ее установлениям, в разработке которых он принимал участие, сотрудничая с Маргарет Мид, с которой он состоял в браке. Бейтсон описал культуру Бали, которая резко отличалась по своим установлениям от европейской, построенной на конфликте, конкуренции, «схизмогенности». Культура Бали основана на стремлении к балансу, равновесию, сотрудничеству, поддержанию социальной структуры. Чувства ревности, зависти подавляются с раннего детства, поссорившиеся люди избегают друг друга, таким же образом во время войны армии стараются не сталкиваться друг с другом. В искусстве Бали нет завязки, конфликта, кульминации, в играх главное уравновесить выигрыши и проигрыши. Такие установление приводят к своим неврозам, отличным от европейских – постоянной боязни нарушить хрупкий баланс социальной иерархии.

Дома индейцев племени Зуни. Хрущебы. Хрущевки.
Дома индейцев племени Зуни как прообраз наших хрущеб

Рекомендуемая литература:

Бейтсон Г. Бали: система ценностей стабильного состояния // Бейтсон Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии М.: Смысл. 2000
Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США // Антология исследований культуры. М.: Университетская книга, 1997. Т. 1. [.doc, 4 Мб]
Бенедикт Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры. М.: Наука, 2007.
Мид М.Культура и мир детства. М.: Наука, 1988 [.pdf, 15 Мб]

*  *  *

Информация в Википедии:

Рут Бенедикт, Маргарет МидЭдвард СепирГрегори Бейтсон