Возникновение философии. Гераклит

Лекция «Возникновение философии. Гераклит». Курс Константина Бандуровского «Философское сознание».

Тезисы

В советской традиции взгляды досократиков рассматривались с прогрессистской точки зрения как период, когда совершались первые наивные шаги мысли. Однако неклассическая наука первой половины ХХ века обнаруживает глубокое родство с натурфилософией досократиков, что отмечал В. Гейзенберг в лекциях «Философия и физика» и И. Пригожин в «Порядке из хаоса»:

«На протяжении нескольких поколений досократики собирали, обсуждали и подвергали критическому разбору часть тех понятий, которые мы пытаемся ныне организовать в надежде понять отношения между явившимся, ставшим и становящимся, т. е. понять, как рождается порядок из первоначально недиффенцированной (по предположению) среды.

Почему однородное состояние теряет устойчивость? Почему потеря устойчивости приводит к спонтанной дифференциации? Почему вообще существуют вещи? Являются ли они хрупкими и бренными следствиями несправедливости, нарушения статического равновесия между противоборствующими силами природы? Может быть, силы природы создают вещи и обусловливают их автономное существование – вечно соперничающие силы любви и ненависти, стоящие за рождением, ростом, увяданием и рассыпанием в прах? Является ли изменение не более чем иллюзией или, наоборот, проявлением неутихающей борьбы между противоположностями, образующими изменяющуюся вещь? Сводится ли качественное изменение к движению в вакууме атомов, отличающихся только по форме, или же атомы сами состоят из множества качественно различных “зародышей”, каждый из которых отличен от другого? Носит ли гармония мира математический характер? Являются ли числа ключом к природе?»

Недалеко от Милета находится город Эфес, где жил Гераклит (ок. 520 – ок. 460 до н. э.). Он не был ни чьим учеником и говорил, что все, что он знает – выпытал у самого себя, хотя скорее всего он знал учения милетцев, а возможно и общался с ними. Говорят, что вел он себя очень высокомерно и презрительно – ругал Пифагора и Гесиода, говорил, что Гомера следует высечь. Про Гомера он также рассказывал, что тот не смог разгадать загадку, заданную детьми: «что увидели и поймали – того у нас нет, а чего не увидели и не поймали – то у нас» (ответ: блохи). Он отказался составлять законы для Эфеса, сказав, что эфесцев нужно перевешать всех поголовно, а политической деятельности предпочитал игру с детьми в кости. Однако не следует считать, что Гераклит был равнодушен к бедам сограждан – жизнь людей вызывала в нем такую горечь, что он не мог думать о людях без слез, и потому он вошел в историю философии под именем «Плачущий Философ».

Впав в полную мизантропию, Гераклит удалился в горы и там питался травами, отчего заболел водянкой. Когда врачи не смогли ему помочь, он облепил себя навозом и лег на солнце, надеясь, что тепло высушит излишнюю воду в теле. Однако это не помогло, и он умер, а по рассказам недоброжелателей – его сожрали собаки, не узнав его «из-за перемены облика».

Когда мы читаем изречения, оставшиеся от Гераклита, мы вполне можем согласится с мнением древних, говоривших, что тот изъясняется загадками, и давших ему прозвище Темный. Во многом загадочность его высказываний объясняется тем, что в его изречениях было мало союзов и знаков пунктуации. Уже Аристотель недоумевал как интерпунктировать фразу: «Эту вот Речь сущую вечно люди не понимают», к чему относится «вечно» – к «сущую» или к «не понимают»? Однако, с другой стороны, темнота Гераклита – следствие глубины его идей. «Тут нужен искусный ныряльщик, – говорил Сократ, – но то, что я понял – прекрасно; наверно, также прекрасно то, чего я не понял».

Гераклита часто называют родоначальником диалектики, которая выражена у него в трех основных идеях.

Идея единства и борьбы противоположностей, легшая в основу многовековой традиции диалектики. Гераклит обратил внимание на то, что часто враждебное находится в согласии, противоположное – совпадает. Свет не может существовать без тьмы, день – без ночи, смерть – без жизни. «Один и тот же путь вверх и вниз», «У винта путь прямой и кривой», «У окружности начало и конец совпадают», – приводил примеры Гераклит. Война не только разрушает, но и созидает, одних людей она делает героями, других – трусами. Поэтому Гераклит называл войну – «отцом всего».

Идея относительности всех ценностей: для рыб морская вода – чистая, свиньи купаются в грязи, птицы моются в пыли, ослы предпочитают солому золоту.
Идея текучести мира, выраженная в знаменитых гномах «Все течет» и «В одну реку нельзя вступить дважды». Учеником Гераклита считал себя Кратил, идущий гораздо дальше своего учителя: он утверждал, что в одну реку нельзя войти и один раз. Все вещи настолько быстро меняются, что мы не можем ничего знать о них, и не можем дать им имена – в конце концов Кратил вовсе перестал говорить, а лишь показывал пальцем и мычал.

Впечатляющую картину представляет собой космогония Гераклита: «Космос не создан никем из богов – это вечно живой огонь, мерно возгорающий и гаснущий». Космическую меру задает логос – мировой закон или разум, непонятный людям, которые живут своим индивидуальным логосом.

Идеи Гераклита вызвали как восхищение, так и резкое неприятие. Парменид называет последователей Гераклита, «текучников, людьми о двух головах», а Аристотель в противовес диалектической логике, базирующейся на принципе «А тождественно не-А», вырабатывает формальную логику, основанную на принципе «А не есть не-А». Идеи Гераклита были восприняты Платоном, стремившемся найти синтез его и парменидовских идей, Гегелем, который включил в Науку Логики все положения Гераклита и создал гигантскую систему, основанную на том, что объем понятия «бытие» – все, следовательно содержание – ничто, т.о. все = ничто, а из этого равенства следует идея становления, таким образом формируется первая триада, порождающая другие. Наиболее впечатляющий памятник Гераклиту был создан К.Марксом, который утверждал, что пролетариат есть ничто, лишен всего, поэтому ему необходимо все, революция, уничтожающая классовое общество.