Миф и магия у Фрэзера

Лекция Константина Бандуровского. Прочитана 26 сентября 2016 г.

Тезисы:

Дж. Фрэзер исходил из эволюционистской парадигмы, и поэтому рассматривал магическое, религиозное и научное мышления как ступени. Магическое мышление оценивалось им очень низко (часты выражения вроде: «в основе лежат довольно простые ходы мышления», «грубый ум дикаря», «суеверия»). Несмотря на это он выдвинул ряд продуктивных гипотез, которые определили дальнейшие дискуссии о мифе.

Аудиозапись лекции можно послушать онлайн или скачать в виде mp3-файла:

Мифология, по Фрэзеру, является представлением о мире, которое делает возможным магические действия. Таким образом, миф это не просто повествование, но и определенный тип мышления и действия.

В основе магии лежит представление о том, что в мире существуют необходимые причинно-следственные связи и человек может на них воздействовать. Этим магия похожа на науку, которая отличается от магии по существу лишь эффективностью, и отличается от религии, признающей трансцендентный мир, отделенный от нашего, что не позволяет человеку прямо воздействовать на него, остается лишь молиться и надеяться.

«Магическая логика», в отличие от научной, основана на ошибочных представлениях о причинно-следственной связи. Она полагает связанными две похожие вещи (дождь и решето, через которое льется вода) – гомеопатическая магия, либо две вещи, находившиеся в контакте (заячья лапка сохраняет свойство всего зайца – скорость) – контагиозная магия. Впрочем, в практике комбинируются эти два вида (кукла вуду и похожа на объект магии, и включает в себя части этого объекта – волосы, ногти).

Магия может быть позитивной, предполагающей действие, или негативной, запрещающей действие (табу).

Мифологические представления оказывают огромное воздействие на поведение и состояние человека. Нарушив табу, человек может заболеть и даже умереть. Поэтому для него эти представления – абсолютная реальность.

Магическо-мифологическое мировоззрение оказывает огромное влияние на формирование социальных институтов, прежде всего власти. Маг-царь мыслится посредником между миром людей и богов, именно в этом источник его влияния на соплеменников. Однако сами маги, по мнению Фрэзера, быстро смекают о бесплодности магических действий и цинично используют доверчивость соплеменников в своих интересах.

Также это мировоззрение оказывает влияние на институт частной собственности (табу), семьи (промискуитет или инцест приводят к неблагоприятным последствиям) и понятие ценности личности (убийство человека могло повлечь месть духа).

Хотя Фрэзер считал, что наше общество стоит на несоизмеримо более высоком уровне развития, он рассматривал магию как «дремлющую подземную силу», сокрытую под тонкой коркой цивилизованности и готовую в любой момент вырваться наружу.

*  *  *

Получить общее знакомство с концепцией Фрэзера можно из подборки в книге:
Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии.
А более глубокое из:
Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Изд. 2. М., 1986.