Возникновение философии. Пифагорейцы и элеаты

Лекция «Возникновение философии. Пифагорейцы и элеаты». Курс Константина Бандуровского «Философское сознание».

Тезисы

С именем Пифагора (570–490) связывается распространение философии из Ионии (он родился на острове Самос, недалеко от Милета и Эфеса) в Великой Греции – в колониях на Сицилии и в Южной Италии. Большая часть общеизвестных сведений о Пифагоре основано на трудах неоплатоников, живших значительно позже Пифагора. От самого Пифагора не осталось текстов вообще (возможно, он ничего и не писал), а информация о «так называемых пифагорейцах» у Аристотеля и Платона скорее отражает практики людей, близких к Платону. Мы не можем сказать наверняка, была ли у самого Пифагора и его непосредственных учеников арифмология, как она представлена у Платона. Тем не менее миф о Пифагоре сыграл реальную роль в истории философии.

Пифагор первый греческий философ, который стал понимать душу, псюхе, не как дуновение тонкой материи, которое оживляет тело и которое покидает тело при смерти, а как некий принцип тождества, который, однако, в первую очередь служит не идентификации нашего Я, а обоснованию идеи метемпсихоза, заимствованного из восточных учений (которые Пифагор воспринят в длительных путешествиях), и идеи припоминания предыдущих перерождений, отличной от памяти, которая у нас формируется из нашего жизненного опыта. То есть сначала душа мыслиться как выполняющая трансперсональную функцию, а затем лишь становится принципом личности. Это кажется удивительным, но по большому счету утверждение, что душа связывает Пифагора со множеством людей и животных, которыми он был ранее, не намного более парадосксальна, чем наше представление о единстве личности младенца и старика.

Большая часть пифагорейских практик служила очищению души для того, чтобы она вернулась на свою небесную родину, посредством множества пищевых и других запретов, часто имеющий и буквальный, и аллегорический смысл. Этому же служили занятия математикой и музыкой (которая вплоть до средневековья считалась частью математики), которые помогали людям увидеть или услышать некую гармонию, царящую в мире. Образ, который получался при этом, мог резко противоречить реальному опыту – так, пифагорейцы полагали, что в середине мироздания находится источник огня, Гестия, вокруг которого вращаются светила, планеты, Земля и Противо-Земля, хотя это мало соответствует тому, что мы наблюдаем. Однако необходимость Противо-Земли диктуются требованиями гармонии. Также многие пифагорейцы рассматривали душу как гармонию, однако такое понимание вступает в противоречие с идеей бессмертия души и метемпсихоза, как отмечает Платон, споря с пифагорейской концепцией в «Федоне».

Философская школа элеатов, которых часто считают последователями пифагорейцев, получила свое название от города Элея, греческой колонии на юге Италии. Основателем школы называют Ксенофана (570–480 г. до н.э.). Ксенофан резко критиковал антропоморфизм – обыденное представление о богах, подобных во многом людям, говоря, что животные представляли бы себе богов подобными животным. Мифологическому политеизму (представлению о множественности богов) Ксенофан противопоставлял монотеизм. Бог, согласно Ксенофану, вечен, неподвижен и шарообразен, не похож на людей ни телом ни душей, весь целиком видит, слышит и мыслит, и правит миром силой ума. Ксенофан провел различие между чувственным восприятием и мышлением, правдоподобным мнением и истинным знанием. От сочинений Ксенофана сохранилось совсем немного фрагментов. От его же ученика Парменида (родился в 515 г., по утверждению Платона или в 544, по утверждению Аполлодора) сохранились большие фрагменты поэмы «О природе». В этой поэме повествуется о том, как богиня Истина сообщает «путь истины», по которому можно следовать благодаря разуму. Главное положение, открывающееся разуму на этом пути: существует только сущее, бытие, а не-сущего, небытия, не существует. Также мы можем помыслить только бытие, а небытие помыслить не можем, поэтому «мыслить и быть – одно и то же».

Парменид приписывает этому умопостигаемому бытию следующие свойства:

  • бытие не рождено, ведь родиться оно могло только из не-бытия, а небытия нет;
  • оно существует в настоящем, ведь прошлое то, чего нет, а будущее то, чего еще нет;
  • оно неделимо, поскольку не включает в себя иного, небытия, и, таким образом, однородно;
  • оно имеет границу, поскольку то, что не имеет границ, завершения – несовершенно, а бытие не может быть несовершенным, иначе ему чего-то недоставало бы, а недостающее – это небытие;
  • оно имеет форму шара, поскольку везде равно себе, и нигде его ни больше, ни меньше.

Пути истины противоположен путь мнения, основанного на чувственном восприятии, которого придерживаются большинство людей. Они наблюдают в природе возникновение, уничтожение, движение и множественность вещей (что является, по Пармениду, только иллюзией), и стремятся объяснить возможность этого. Поэтому они принимают два начала – сущее и несущее (свет и тьму, добро и зло и т.д.). Все предметы кажутся им различными, поскольку они по-разному наполнены этими двумя началами. Парменид не отвергает этого пути, но замечает, что на нем можно найти не истину, а лишь правдоподобное мнение.
Учение Гераклита о том, что бытие и небытие – одно и то же, Парменид вовсе отвергает, называя последователей Гераклита слепыми и глухими людьми о двух головах.

Учение Парменида вступающее в противоречие с очевидностью существования движения и множественности, вызывало критику, зачастую сводящуюся к указанию на существование движения в реальности:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее он не мог бы возразить.
Хвалили все ответ замысловатый.

А.С. Пушкин

Учеником Парменида был Мелисс из Самоса, живший в пятом веке (точные даты рождения и смерти неизвестны, акме приходится на 84 Олимпиаду, 444 г.), прославился также как военноначальник. Его сограждане избрали его командующим флотом. Мелисс, несмотря на малочисленность флота и необученность стратегов убедил самосцев сразится с более сильным флотом Афин (руководимым знаменитым трагиком Софоклом) и выиграл сражение. Однако затем афиняне под предводительством Перикла окружили город и девять месяцев продержали в осаде, пока самосцы не сдались. Перикл приказал срыть стены и запретил самосцам иметь флот.

Мелисс выступил на защиту учения о неподвижном бытии. В своем трактате «О природе» он изложил свое учение в виде тезисам с доказательствами. Mелисс попытался обосновать концепцию неподвижного бытия, противоречащую очевидности движения, исходя из другой очевидности: из ничего не может возникнуть ничего. А если это так, то:

  • сущее существует вечно, ведь оно могло возникнуть только из сущего;
    раз сущее вечно, то оно и бесконечно, ведь у него нет начала, из которого оно возникло, и нет конца;
  • раз оно бесконечно, только одно, поскольку если бы существовало нечто другое, то оно ограничивало бы сущее;
  • коль скоро оно одно, то оно всюду одинаково, поскольку если бы оно в различных частях было разным, то его можно было бы счесть за множество разных вещей;
  • коль скоро оно вечно, бесконечно и всюду одинаково, то оно должно быть неподвижным, поскольку двигаться можно лишь куда-то, а куда такое сущее не может двигаться ни в какое-либо заполненное пространство, потому что ничего кроме этого сущего не существует, ни в пустоту, поскольку пустоты также не существует;
  • такое сущее не ведает страданий, болезней и не терпит какого-либо ущерба, иначе, если бы оно утратило хоть волосок, то за бесконечное количество времени исчезло полностью.

Учение Мелисса отличается от учения Парменида: в то время как Парменид считал бытие имеющим пределы, Мелисс считал его безграничным.

На защиту учения Парменида, о том, что существует только неподвижное единое бытие, а множества и движения не существует, встал также Зенон.

Зенон из Элеи (ок. 490–ок. 430 до н.э.) – о его жизни в памяти людей сохранилась его борьба с тираном, имя которого называют по-разному Неарх или Диомедонт. Эту историю также рассказывают по разному.

Зенон был противником тирании, и составил заговор против тирана. Его схватили и пытали, но Зенон сохранял мужество. Дальше существует несколько различных версий описывающих, что же случилось.

Версия 1. Зенон сделал вид, что он утратил мужество, и сказал, что выдаст сообщников. Но вместо заговорщиков он назвал телохранителей тирана. тиран поверил Зенону и убил своих телохранителе, оставшись без охраны и его свергли.

Версия 2. Зенон сделал вид, что он утратил мужество, и согласился назвать имена сообщников тирану на ухо. Когда же тиран приблизился, Зенон вцепился зубами ему в ухо и не отпустил, пока его не закололи.

Версия 3. Зенон держался мужественно, и, желая выразить свое презрение, откусил себе язык и выплюнул его в лицо тирана. Зенона схватили и истолкли в ступе. Но этот поступок так потряс горожан, что они собрались и свергли тирана.

Зенон использовал доказательство от противного. Зенон показывает, что принятие существования движения и множества наталкивается на неразрешимые трудности – апории. Такой способ рассуждения был очень необычен для его современников, и он потому прозвали Зенона «двуязычным». Зенон придумал более сорока апорий, из которых наиболее известны:

«Ахиллес и черепаха»

Если быстроногий Ахиллес, соревнуясь в беге с черепахой, даст ей фору, то он не сможет ее догнать: в то время как он пробежит расстояние, изначально отделявшее его от черепахи, она уже успеет пройти некоторый путь, и так будет повторяться до бесконечности.

«Стадион»

Если движение существует, то два тела, движущиеся с одинаковой скоростью за одно и тоже время проходят различное расстояние, что абсурдно. Следовательно, движения не существует.

Возьмем такой случай. На стадионе построились три шеренги спортсменов по восемь человек, причем шеренга Б заканчивается в середине шеренги А, а шеренга В в этом месте начинается

шеренга А 12345678
шеренга Б 12345678
шеренга В 12347678

По команде шеренги Б и В начинают двигаться навстречу друг другу с одинаковой скоростью, пока они все не сравняются.

12345678
12345678
12345678

Итак, спортсмен №8 из команды Б прошел за это время всю шеренгу В, от первого до восьмого номера, а спортсмен №1 из команды В прошел только мимо 4 человек из команды А ? от 4 до 1. Следовательно, два человека, двигаясь с одной скоростью, прошили разное расстояние ? один всю шеренгу, другой ? половину. Следовательно, половина=целому, что абсурдно.

«Летящая стрела»

Мы видим, что стрела летит. Но когда она летит? В любой момент времени, «теперь» стрела оказывается в некотором месте, равном ей самой, то есть покоится. Но как из множества моментов покоя может составиться движение?

Также Зенону принадлежат апории направленные, против допущения против множества. Предположим мы можем разделить единое на несколько частей. Но в таком случае, мы можем разделить и каждую часть на еще более мелкие части и так можно продолжать до бесконечности. Но таким образом мы получим бесконечное множество бесконечно малых частей. Но из бесконечного множества бесконечно малых частей не может получиться определенная конечная величина. Следовательно, допущение делимости приводит к абсурду.

Или еще. Мы видим, что существует множество, состоящее из единиц, например, множество людей, в которое входят Зенон, Парменид, Сократ и прочие. Но ведь Сократ не только человек, но и «лысый», «пузатый» и пр. Следовательно, Сократ одновременно и единица, и множество, состоящее из «человека», «лысого», «пузатого» и пр. Следовательно, единица=множеству, что абсурдно.

Все учение элеатов было направлено на разделение чувственного познания изменяющихся вещей и интеллектуального познания, имеющего особый неизменный предмет (именуемый им бытием). Открытие этого предмета создает возможность для существования философского и вообще точного, доказательного знания. Элеаты ввели в философию наиболее общие понятия, такие как бытие, небытие, движение и т.д. Логические парадоксы Зенона выявляют противоречивость, свойственную самому человеческому познанию, и привлекают к себе внимание логиков и философов по сей день. Вместе с тем уже Платон подверг критике элеатское понимание бытия, обнаружив в самом понятии бытия не только единство, но и необходимую связь со множественностью.