Классическая философия. Идеи Платона

Лекция «Классическая философия. Идеи Платона». Курс Константина Бандуровского «Философское сознание».

Тезисы

Говорить о философии Платона сложно, прежде всего потому, что они написаны в виде диалогов, в которых сам Платон не говорит ничего вообще: его имя упоминается дважды, в «Апологии» он пытается выступить в защиту Сократа и в «Федоне» присутствующий при смерти Сократа Федон сообщает Эхекрату, что Платона, кажется, с ними не было. Вместе с тем в диалогах часто участвуют братья Платона, Главкон, Адимант и Антифон, как бы замещая Платона. Философские размышления ведутся от лица Сократа, который сильно отличается от реального Сократа, о котором мы пытались говорить ранее. Тем не менее размышление в диалогах Платона отталкивается от этого образа – продолжается тема моральных исканий, преломленная через загадку смерти Сократа, который принимая смерть, вел себя так, будто ему достоверно известно о бессмертии души.

В ранних диалогах обсуждается вопрос «что есть …?» справедливость (Критон, Горгий, Государство), мужество (Лахес), прекрасное (Гиппий больший), дружба (Лисид), истина (Менон, Театет), благочестие (Евтифрон), благоразумие (Хармид), удовольствие (Филеб) и т.д., то есть то, что можно назвать платоновскими идеями. Идеи «Кошек с большой буквы», сора, грязи, обрезков волос, о которых любят писать в учебниках – это идеи низкого порядка, если только существуют, и во всяком случае, интересуют Платона гораздо меньше, чем высшие идеи. В иерархии идей высшее место занимает идея блага, другие упомянутые идеи являются как бы преломлениями этой идеи: справедливость это благо в отношениях людей, истина – благо в познании, благочестие – по отношению к богам и т.д. Далее существуют идеи тождественного, иного, различия, единого и много, на следующем уровне идеи чисел и фигур.

В этих диалогах Сократ указывает на то, что у нас есть невербализируемое и смутное понимание того, что такое справедливое, прекрасное и т.д. Однако вопросы о том, что это такое, приводит к тому, что человек запутывается и теряет уверенность, что он понимает это. Таким образом, благодаря приему иронии, человек очищается от неверных представлений. Однако предать правильное понимание другому невозможно, можно только помочь человеку самому понять, осуществив майевтику, буквально родовспоможение.

Как правило, собеседники Сократа в ответ приводят множество примеров справедливого, прекрасного и т.д. Каждый из этих примеров действительно в некоторой степени соответствует справедливости, но в большей мере не соответствует. Но из этих примеров невозможно вывести общее понятие «справедливого», как мы выводим общее понятие «синего» из группы синих предметов. Например, мы понимаем, что такое прекрасная ваза, обезьяна или девушка, однако не самая прекрасная девушка прекрасней самой прекрасной обезьяны. Таким образом, мы не из опыта получаем понятие прекрасного, а наоборот, благодаря уже имеющемуся понятию прекрасного, модем видеть отблеск прекрасного в вазах и обезьянах.

Но откуда взялась эта идея в нашей душе? Платон здесь обращается к мифу, которой он излагает в Федоне, Федре и Государстве. Согласно мифу, Земля имеет много уровней, и изначально душа существует отдельно от тела на высоком уровне, рядом с богами. Там она питается истиной и другими идеями на полях истины. Она целыми днями движется по кругу вслед за соименной ей богом. Однако душа имеет сложное строение, подобно колеснице, состоит из трех частей – разумной (возница), гневной (белой лошади) и вожделеющей (черной лошади). Белая лошадь слушается разума, а черная – нет, и поэтому путь колесницы отклоняется, колесницы сталкиваются, и души падают на низший уровень, где попадает в тело, как в темницу или могилу (греческое сома, тело, созвучно сема – могильный знак) и забывает о своей небесной родине и идее блага. Таким образом, связь тема и души противоестественна (в других местах Платон изображает более сложное отношение души и тела).

Из этого следует главная направленность философии Платона: сотериология, спасение души. Необходимо пробуждать память о благе, чем занимается философии, чтобы после отделения от тела душа воспарила на родину, поэтому Сократ и определяет философию как науку умирать. Именно поэтому он отказывается от предложения Критона устроить побег – сбежав, Сократ совершит несправедливость в отношении полиса и тем самым навредит своей душе, и таким образом, не может попасть на небесную родину.

Также есть более краткий путь влюбленность, эротика, и Сократ, который ничего не знает, тем не менее, объявляет себя знатоком эротики. Почему мы испытываем столь сильное чувство глядя на объект любви, мало соответствующий этому чувству? Мы видим отблеск прекрасного и вспоминаем о прекрасном. Также можно восходить к прекрасному, отталкиваясь от объекта любви – нам нравится тело мальчика, но тело бренно, поэтому следует любить душу, а в душе – добродетели.

Однако этот миф не очень убеждает слушателей Сократа и ему приходится обсуждать сложные вопросы о бессмертии души, о возможности познания идей и т.д.