Предпосылки перехода к философскому сознанию

Лекция «Предпосылки перехода к философскому сознанию». Курс Константина Бандуровского «Философское сознание». Цикл «Начало философии».

Тезисы

В этом курсе мы вернемся к философскому сознанию, после того, как в прошлом году рассмотрели мифологическое сознание. Рекомендуется прослушать еще раз первую лекцию цикла о мифологическом сознании, которая вместе с тем является вводной и для этого курса.

В этом курсе мы разберем различные философские концепции с двух перспектив: во-первых, выделяя представления философов о сознании и душе, с другой сами философские теории могут быть рассмотрены как порождение особого типа сознания.

Каким образом произошел переход от «традиционного» мировоззрения, мифологического сознания, времени-круга к развивающемуся обществу, философскому сознанию и времени-стреле, до сих пор остается загадкой, «греческим чудом» как уже давно выразился Ренан.

Существует ряд гипотез и описания предпосылок, которые, тем не менее, не являются достаточными для объяснения этого феномена. Некоторые из гипотез носят фантастический характер, как теория пассионарного этногенеза Гумилева, согласно которой в 7 в. до нашей эры космическая энергия прошлась по Земле через Грецию, Индию и Китай, благодаря чему родились пассионарии, изменившие ход событий и положившие начало «осевому времени» (Ясперс).

В качестве предпосылок возникновения философии обычно называют:

1. Особый характер греческой мифологии и религии: формирование у Гомера и Гесиода слов, ставших затем понятиями (арете, дике, космос, логос и т.д.), геометризм космологии Гесиода, «теоретизм» Гомера (описание щита Ахилла), отсутствие единого «священного писания» и института священнослужителей, определенная свобода представлений о богах (хотя неблагочестие и атеизм сурово карались), представления о душе и мировой гармонии в орфизме.

2. Социально-политическое устройство Греции: полис, формирующийся вокруг агоры, на которой решаются различные проблемы при помощи демократического обсуждения, фаланга гоплитов, придающая высокий статус среднему классу и приучающий людей и рациональному поведению в экстремальных условиях боя, кораблевождение (кибернетика) в сложных условиях, требующая анализа изменчивых факторов и принятия решений.

3. Фонетическое письмо, которое доступно не только ограниченной группе писцов, и которое, в отличие от слогового письма, понятное только тем, кто заранее знает уже готовый текст, способно в фиксации нового.

4. Влияние восточной науки, которая, однако, принципиально преобразовывалась греками (появляются аксиомы и доказательства).

5. Возникновение «института мудрецов», в рамках которого осуществляется персонализация мысли (в отличие от коллективности мифологического сознания), приписывание суждений реальным людям (хотя по содержанию эти изречения чаще всего носили характер обобщения обыденного сознания и часто приписывались различным людям). Этот институт придавал значение «простому» сознанию, которое очень важно для философии, в которой часто фигурирует образ «простеца» (Сократ). Вместе с тем мудрецы высказывали оригинальные идеи (сокрытие могилы Периандра). К числу семи мудрецов часто причислялся и Фалес, которого принято считать первым философом.

Литература

Лучшее введение в досократиков – Диоген Лаэртский. Жизнеописания великих философов

Лебедев. Фрагменты ранних греческих философов. Наиболее полное собрание информации о досократиках

Хайдеггер М. Об одном изречении Анаксимандра. Гераклит. Парменид. Хайдеггер самый большой поклонник досократиков, дающий им оригинальную интерпретацию.

Жмудь Л.Я. Пифагор и ранние пифагорейцы. Жмудь последовательно отвергает все мифы о пифагорейцах, так что в конечном итоге ничего не остается.

Ямвлих. Жизнь Пифагора. Ямвлих напротив, создает миф о богоравном Пифагоре.

Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. С. 28-39. Гейзенберг проводит параллели между постановкой проблем в античной философии и неклассической физике ХХ века.