Сократ

Лекция «Возникновение философии. Сократ». Курс Константина Бандуровского «Философское сознание».

Тезисы

Сократ – символическая фигура в греческой философии, однако о философии Сократа судить трудно, поскольку он сам ничего не писал, а в свидетельствах о нем дается довольно противоречивый образ.

В «Облаках» Аристофана Сократ изображен схожим с софистами, учившим словесной эквилибристике и непочтению к родителям. Аристофан фактически обвиняет Сократа в том, в чем его позже обвинят Анит и Мелет – в введении новых богов и развращении юношества.

Ученики Сократа Ксенофонт и Платон

Ксенофонту принадлежат «Апология Сократа», «Воспоминания о Сократе», «Пир» и «Домострой», Платон также написал диалоги, в котором есть отсылки к биографическому Сократу, а не Сократу-персонажу: «Апология Сократа», «Критон», действие которого происходит за день до смерти, и «Федон», описывающий смерть Сократа.

Вместе с тем есть переклички между Платоном и Ксенофонтом. Многие темы бесед Сократа схожи – у обоих Сократ озабочен моральной проблематикой, стремиться понять, что такое мужество, благочестие, справедливость и так далее. Он убежден в том, что для того, чтобы поступать добродетельно, необходимо знать, что такое добродетели и практиковать их. Только когда человек вырабатывает в себе добродетель, его поступок является моральным, а не когда он поступает добродетельно в силу обстоятельств или подражая другим людям. И у Платона и у Ксенофотна обсуждается своеобразная внешность Сократа, его поведение и одеяние – плащ без хитона, отсутствие обуви, «эротика» Сократа, его споры с софистами. Сократ ищет истину в споре, задавая вопросы (диалектика), занимаясь «майевтикой», разрушая привычные мнения.

Однако интерпретируются схожие сюжеты по-разному. У Ксенофонта Сократ видит симпатичного мальчика и рассуждает о том, что нас привлекает в нем – его преходящее тело или его добродетельная душа. Платон продолжает это рассуждение – в прекрасной душе мы видим отблеск высших идей. У Ксенофонта Сократ произносит речь о том, что не следует избегать смерти, мотивируя это доводами здравого смысла – от смерти все равно не убежишь, старость влечет за собой болезни, ухудшение умственных способностей и недовольство собой. У Платона такими доводами Сократ не ограничивается, в «Федоне» Сократ говорит о том, что душа бессмертна, смерть – освобождение души от оков.

Таким образом, можно предположить, что Сократ, споря с моральным релятивизмом софистов, стремился найти универсальное благо, однако удалось это уже не историческому Сократу, а Сократу – персонажу Платона. Однако к этому подтолкнули Платона жизнь и учение Сократа, и в значительной степени его смерть. Приняв смерть, Сократ задал Платону загадку: он по-видимому знал нечто, что невозможно сообщить в словах, и Платон создает свое учение о душе как ответ на эту загадку.