Символическая антропология Виктора Тёрнера

Константин Бандуровский. Первая лекция цикла «Антропология II половины XX–начала XXI века». Прочитана 27 февраля 2017 г.

Тезисы:

Виктор Тёрнер (также Тэрнер) в своих работах явно или скрыто полемизирует со структурализмом Леви-Стросса, создавая свой вариант стурктурализма. Основные расхождения такие:

  1. Тернер изучал народ ндембу, у которого отсутствовала развитая мифология, зато существовало множество ритуалов. Ритуал неизбежно осуществляется в плане диахронии, поэтому метод Леви-Стросса, стремящийся к выявлению синхронических структур в мифе, не очень применим.
  2. Тернера интересовали практики, процессы, события, единичные интерпретации, все то, что мифологическая структура игнорирует или отвергает.
  3. Бинарным оппозициям, которые задают рамки мифологической структуры, Тернер противопоставлял тренарные оппозиции, рассамтривая бинарные как вариант тренарных с отсутствующим, но часто подразумеваемым членом. Так, в основе ритуалов лежит цветовая символика красного и белого цветов, к которым сводятся остальные цвета, вместе с тем важную роль играет черный, который используется в гораздо меньшей степени. Черный связывается со злом, но не абсолютным, а имеющим порой позитивное значение (ритуальная смерть – взросление); обозначает нечто тайное, сокровенное, желаемое. Женщина с черной кожей – желанная любовница (но не жена). Именно такие тренарные структуры позволяют описывать динамику процессов.

Вместе с тем нельзя сказать, что концепция Тернера полностью альтернативна Леви-Строссовской, скорее Тернер иначе расставляет акценты.

Ритуал Тернер изображает как некий способ чувственного и практического мышления, решающего различные проблемы. Это сложная структура, состоящая из определенным образом расчерченного пространства (см. в комменте схему места проведения ритуала против бесплодия), различных объектов и процессов. Наиболее простым элементом этой структуры является символ, которым может быть любое место, действие или предмет, включенный в структуру ритуала. Для символа характерны следующие свойства:

  1. Символ имеет множество различных значений, иногда противоположных, которые актуализируются в различных ритуальных контекстах.
  2. Различные значения объединяются при помощи ассоциации или аналогии (дерево мудьи с белым соком – молоко, материнство, женственность, матрилинейность, ценности, передаваемые по материнской линии).
  3. В символе, за счет его многозначности, осуществляется конденсация множества идее, которые можно было бы развернуть в виде длинного рассказа.
  4. Символ поляризируется на противоположных полюсах – социальном (нравственном) и сенсорном (чувственном). Символ должен вызывать глубокие телесные чувства (например, тошноту, оскомину), связан с телесными процессами (красный – кровь, воинская мужская и женская менструальная, белый – молоко и сперма, черный – испражнения). Затем эти чувственные переживания включаются в этический, социальный, космический и божественный контекст и таким образом усиливаются, а сами эти контексты наполняются чувственной реальностью. Именно это делает символы эффективными (например, наделяет целительной силой).

В ходе ритуала символы образуют динамическую систему, построенную на бинарных и тренарных оппозициях, некоторые из символов являются доминантными, определяющими тему ритуала, другие энклитическими (поклоны, омовения). В ходе ритуала собирается множество предметов, релевантных для решения поставленной проблемы (например, ритуал против тяжелых родов – предметы твердые для укрепления, скользкие, для облегчения, плодовитые и т.д.), энергия которых собирается и направляется на проблему как луч лазера. По существу в различных ритуалах используются одинаковые предметы (женское дерево мудьи с белым соком и мужское мукулы с красным), но в контексте они приобретают различное значение. Также каждый ритуал и действие могут получать различные интерпретации у разных информаторов.

Особым видом ритуала является гадание. К гадателю обращаются люди по самым разным поводам (болезнь, краже и т.д.). Приходя к гадателю они совершают переход в сакральное пространство на окраине поселения. Гадатель, одержимый духом, трясет корзину для просеивания (отсеивая истину) с 28 фигурками, охватывающими все многообразие жизненных ситуаций. Это такие фигурки как «старейшины», три фигуры из одного куска, обозначающие линидж, колдунов, группу, чамцтанг, съежившийся мужчина напоминающий Мыслителя Родена, обозначает нерешительность, человека, от которого не знаешь, что ожидать, человека, являющийся для всех чем угодно, сухая косточка – сухой сезон, длительный промежуток времени, прошлое, долгая болезнь и т.д. Положение и комбинация трех верхних предметов является ответом на вопрос. Тернер отмечает, что гадатель является очень осведомленным человеком, хорошим психологом, устанавливающим доверительные отношения и заставляющим посетителей проговариваться, который делает вполне логичные выводы на основании имеющейся информации и опыта, однако посетителям логика представляется как волшебство. Однако для самого гадателя важны манипуляции с корзиной, поскольку они позволяют организовать не только интерфейс коммуникации, но и ход размышлений. По большому счету, кантовская таблица 12 категорий тоже своего рода сито, а категории – фигурки, которыми мы пользуемся для осмысления различных ситуаций.

Самый известный труд Тернера посвящен проблеме лиминальности (нахождения в зоне перехода из обыденного пространства в сакральное и в различные типы сакральных пространств) и коммунитас, внесоциального слабоструктурированного состояния коллектива, в котором не существует границ и законов и все люди составляют единое целое. Однако коммунитас не противостоит социуму, а является элементом его развития – когда противоречия в системе накапливается, их необходимо обнулить в ходе карнавала. Однако такое состояние не может длиться долго и оно порождает новую структуру. Анализ коммунитас Тернер относит и к явлениям современных обществ (революции, религиозные коммуны и т.д.), считая такие явления закономерными, а не некими исключениями.

Литература:

Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983. (Особенно статьи Символы в африканском ритуале, Гадание и его символика, Цветовая классификация в ритуале ндембу)

 *  *  *

О Викторе Тёрнере в Википедии.