Константин Бандуровский. Курс «Русская формальная школа». Лекция «Лингвистика».
Тезисы
Один из создателей ОПОЯЗа, Роман Якобсон, получил впоследствии известность как лингвист. Свою лингвистику Якобсон строит на формалистических идеях (важность различий, а не отдельных элементов; рассмотрение явлений по оси синтагмы и оси парадигмы и т.д.). С другой стороны лингвистика Якобсона, а через нее формалистические идеи, оказывает влияние на становление структурализма.
Якобсон стремился создать не просто лингвистику, но теорию знаков в целом, общую семиотику, которая изучала бы и визуальные искусства.
Согласно Якобсону, любое речевое событие, любой акт речевого общения, включает в себя 6 элементов, которым соответствует 6 функций. Но при этом один из элементов может доминировать и подчинять себе остальные.
1. Контекст или референт, то, о чем идет речь; ему соответствует референтивная (денотативная, или когнитивная) функция. При передачи информации (например, научное сообщение) эта функция является доминирующей.
2. Адресант, говорящий; функция эмотивная, или экспрессивная, «имеет своей целью прямое выражение отношения говорящего к тому, о чем он говорит. Чисто эмотивный слой языка представлен междометиями. Они отличаются от средств референтивного языка как своим звуковым обликом (особые звукосочетания или даже звуки, не встречающиеся в других словах), так и синтаксической ролью (они являются не членами, а эквивалентами предложений). Эмотивная функция, проявляющаяся в междометиях в чистом виде, окрашивает в известной степени все наши высказывания – на звуковом, грамматическом и лексическом уровнях». Якобсон проводил эксперимент, записав актера, произносящего фразу «сегодня вечером», меняя их экспрессивную окраску. «Большинство из них было правильно и достаточно полно понято носителями московского говора».
3. Адресат (слушающий, воспринимающий) – конативная функция – находит свое чисто грамматическое выражение в звательной форме и повелительном наклонении. Повелительные предложения отличаются от повествовательных тем, что не могут иметь значения истинных или ложных.
4. Контакт; фатическая функция, назначение которой – «установить, продолжить или прервать коммуникацию, проверить, работает ли канал связи («Алло, вы меня слышите?»), привлечь внимание собеседника или убедиться, что он слушает внимательно («Ты слушаешь?» или, говоря словами Шекспира: «Предоставь мне свои уши!», а на другом конце провода: «Да-да!»)… Стремление начать и поддерживать коммуникацию характерно для говорящих птиц; именно фатическая функция языка является единственной функцией, общей для них и для людей. Эту функцию первой усваивают дети; стремление вступать в коммуникацию появляется у них гораздо раньше способности передавать или принимать информативные сообщения».
5. Код; метоязыковая функция – установления, существует ли у коммуницирующих общий язык и уточнения непонятных элементов. В современной логике проводится различие между двумя уровнями языка: «объектным языком», на котором говорят о внешнем мире, и «метаязыком», на котором говорят о языке.
6. Сообщение; поэтическая функция, направленность на сообщение, как таковое, сосредоточение внимания на сообщении ради него самого.
Поэтическая функция используется не только в поэзии, но и в обычном языке, с другой стороны она не обязательно доминантна в поэзии: «Эпическая поэзия, сосредоточенная на третьем лице, в большой степени опирается на коммуникативную функцию языка; лирическая поэзия, направленная на первое лицо, тесно связана с экспрессивной функцией; «поэзия второго лица» пропитана апеллятивной функцией: она либо умоляет, либо поучает, – в зависимости от того, кто кому подчинен – первое лицо второму или наоборот».
Якобсон поясняет поэтическую функцию, обращаясь к различию оси селекции (парадигмы, синхронии) и комбинации (синтагмы, диахронии): «Если тема (topic) сообщения – “ребенок”, то говорящий выбирает одно из имеющихся в его распоряжении более или менее сходных существительных, таких, как ребенок, дитя, подросток, малыш и т. д., которые все в определенном отношении эквивалентны друг другу. Затем, чтобы высказаться об этой теме, говорящий может выбрать один из семантически родственных глаголов, например спать, дремать, клевать носом и т. д. Оба выбранных слова комбинируются в речевой цепи. Селекция (выбор) производится на основе эквивалентности, подобия и различия, синонимии и антонимии; комбинация – построение предложения – основывается на смежности. Поэтическая функция проецирует принцип эквивалентности с оси селекции на ось комбинации. Эквивалентность становится конституирующим моментом в последовательности. В поэзии один слог приравнивается к любому слогу той же самой последовательности; словесное ударение приравнивается к словесному ударению, а отсутствие ударения – к отсутствию ударения; просодическая долгота сопоставляется с долготой, а краткость – с краткостью; словесные границы приравниваются к словесным границам, а отсутствие границ – к отсутствию границ; синтаксическая пауза приравнивается к синтаксической паузе, а отсутствие паузы – к отсутствию паузы. Слоги превращаются в единицы меры, точно так же как моры и ударения».