Русская формальная школа. Лингвистика

Константин Бандуровский. Курс «Русская формальная школа». Лекция «Лингвистика».

Тезисы

Один из создателей ОПОЯЗа, Роман Якобсон, получил впоследствии известность как лингвист. Свою лингвистику Якобсон строит на формалистических идеях (важность различий, а не отдельных элементов; рассмотрение явлений по оси синтагмы и оси парадигмы и т.д.). С другой стороны лингвистика Якобсона, а через нее формалистические идеи, оказывает влияние на становление структурализма.

Якобсон стремился создать не просто лингвистику, но теорию знаков в целом, общую семиотику, которая изучала бы и визуальные искусства.

Согласно Якобсону, любое речевое событие, любой акт речевого общения, включает в себя 6 элементов, которым соответствует 6 функций. Но при этом один из элементов может доминировать и подчинять себе остальные.

1. Контекст или референт, то, о чем идет речь; ему соответствует референтивная (денотативная, или когнитивная) функция. При передачи информации (например, научное сообщение) эта функция является доминирующей.

2. Адресант, говорящий; функция эмотивная, или экспрессивная, «имеет своей целью прямое выражение отношения говорящего к тому, о чем он говорит. Чисто эмотивный слой языка представлен междометиями. Они отличаются от средств референтивного языка как своим звуковым обликом (особые звукосочетания или даже звуки, не встречающиеся в других словах), так и синтаксической ролью (они являются не членами, а эквивалентами предложений). Эмотивная функция, проявляющаяся в междометиях в чистом виде, окрашивает в известной степени все наши высказывания – на звуковом, грамматическом и лексическом уровнях». Якобсон проводил эксперимент, записав актера, произносящего фразу «сегодня вечером», меняя их экспрессивную окраску. «Большинство из них было правильно и достаточно полно понято носителями московского говора».

3. Адресат (слушающий, воспринимающий) – конативная функция – находит свое чисто грамматическое выражение в звательной форме и повелительном наклонении. Повелительные предложения отличаются от повествовательных тем, что не могут иметь значения истинных или ложных.

4. Контакт; фатическая функция, назначение которой – «установить, продолжить или прервать коммуникацию, проверить, работает ли канал связи («Алло, вы меня слышите?»), привлечь внимание собеседника или убедиться, что он слушает внимательно («Ты слушаешь?» или, говоря словами Шекспира: «Предоставь мне свои уши!», а на другом конце провода: «Да-да!»)… Стремление начать и поддерживать коммуникацию характерно для говорящих птиц; именно фатическая функция языка является единственной функцией, общей для них и для людей. Эту функцию первой усваивают дети; стремление вступать в коммуникацию появляется у них гораздо раньше способности передавать или принимать информативные сообщения».

5. Код; метоязыковая функция – установления, существует ли у коммуницирующих общий язык и уточнения непонятных элементов. В современной логике проводится различие между двумя уровнями языка: «объектным языком», на котором говорят о внешнем мире, и «метаязыком», на котором говорят о языке.

6. Сообщение; поэтическая функция, направленность на сообщение, как таковое, сосредоточение внимания на сообщении ради него самого.

Поэтическая функция используется не только в поэзии, но и в обычном языке, с другой стороны она не обязательно доминантна в поэзии: «Эпическая поэзия, сосредоточенная на третьем лице, в большой степени опирается на коммуникативную функцию языка; лирическая поэзия, направленная на первое лицо, тесно связана с экспрессивной функцией; «поэзия второго лица» пропитана апеллятивной функцией: она либо умоляет, либо поучает, – в зависимости от того, кто кому подчинен – первое лицо второму или наоборот».

Якобсон поясняет поэтическую функцию, обращаясь к различию оси селекции (парадигмы, синхронии) и комбинации (синтагмы, диахронии): «Если тема (topic) сообщения – “ребенок”, то говорящий выбирает одно из имеющихся в его распоряжении более или менее сходных существительных, таких, как ребенок, дитя, подросток, малыш и т. д., которые все в определенном отношении эквивалентны друг другу. Затем, чтобы высказаться об этой теме, говорящий может выбрать один из семантически родственных глаголов, например спать, дремать, клевать носом и т. д. Оба выбранных слова комбинируются в речевой цепи. Селекция (выбор) производится на основе эквивалентности, подобия и различия, синонимии и антонимии; комбинация – построение предложения – основывается на смежности. Поэтическая функция проецирует принцип эквивалентности с оси селекции на ось комбинации. Эквивалентность становится конституирующим моментом в последовательности. В поэзии один слог приравнивается к любому слогу той же самой последовательности; словесное ударение приравнивается к словесному ударению, а отсутствие ударения – к отсутствию ударения; просодическая долгота сопоставляется с долготой, а краткость – с краткостью; словесные границы приравниваются к словесным границам, а отсутствие границ – к отсутствию границ; синтаксическая пауза приравнивается к синтаксической паузе, а отсутствие паузы – к отсутствию паузы. Слоги превращаются в единицы меры, точно так же как моры и ударения».