Русская формальная школа. Остранение. Шкловский

Константин Бандуровский. Курс «Русская формальная школа». Лекция 2.

Тезисы

Понятие, с которого начинается формальная школа (как ОПОЯЗ) – остранение. Это понятие вводит Виктор Шкловский в статье «Искусство как прием», который, по его признанию, не был в ладах с правописанием, и написал это слово с ошибкой.

Свою концепцию Шкловский полемически противопоставляет Александру Потебне и его школе (прежде всего Дмитрий Овсянико-Куликовский), которая, согласно Шкловскому, рассматривала искусство и язык как способ познания («мышление образами»), законом которого является экономия творческих сил, интерпретация неизвестного через известное. Это не совсем верно, поскольку идеи Потебни скорее предшествуют идеям формализма, а не противостоят – его учение о «внутренней форме слова», разделение познавательной функции языка и коммуникативной и т.д.

Недостатки такой концепции Шкловский видит в том, что опыт искусства противоречит теории «познания неизвестного через известное», скажем сравнение Тютчева зарниц с глухонемыми демонами, или к Гоголевское сравнению неба с ризами господа. Также многие явления и даже виды искусства не пользуются образами, например, архитектура или музыка. Также если искусство считать мышлением образов, то в процессе познания образы должны меняться. В истории искусства мы скорее сталкиваемся не с новыми образами, а с набором традиционных образов, которые поэт располагает по-своему.

Согласно Шкловскому, потебнианцы изучали только прозаический или прагматический язык, не обращая внимания на поэтический, у которого другие функции и устройство. Прагматический язык основан на метонимии (человек в шляпе = шляпа), поэтический на метафоре (рассеянный человек = шляпа).

Закон поэтического языка не экономия, а максимальное затруднение. Поэтический язык «чужой», «варварский» (согласно «Поэтике» Аристотеля). Это усложнение необходимо для деавтоматизации языка. В процессе использования языка мы начинаем воспринимать мир через ярлыки, и, таким образом, мы перестаем видеть мир, утрачиваем ощущение жизни. («Так пропадает, в ничто вменяясь, жизнь. Автоматизация съедает вещи, платье, мебель, жену и страх войны».)

Для того, чтобы деавтоматизировать восприятие, художники используют различные приемы «остранения», рассмотрения предмета с необычной точки зрения. Шкловский приводит многочисленные примеры из Льва Толстого (как наиболее известные читателю): мир глазами лошади (Холстомер), война глазами Безухова (Война и мир) и т.д. Однако история этого приема очень длинная, остранением пользовались и Сократ, и Марк Аврелий (почитаемый Толстым), в фольклоре, особенно эротическом, в фигуре «благородного дикаря» у Вольтера или Монтескье и т.д.

Википедия:

Виктор Шкловский

Александр Потебня