Школа Ф. Боаса (часть 4). Пол Радин. Трикстер

Константин Бандуровский. Лекция  из цикла 3 «Восприятие антропологии и этнологии в I половине ХХ века». Курс «Мифическое и логическое мышление». Прочитана 2 декабря 2016 г.

Тезисы:

Учеником Боаса был также Пол Радин, исследовавший менталитет и мифологию североамериканских индейцев. В книге «Первобытный человек как философ» Радин полемизирует с подходом Дюркгейма и Леви-Брюля, акцентировавших внимание на коллективных формах сознания, мистицизме и дологическом мышлении. Согласно Радину «примитивный» человек в большей степени ориентирован на прагматику и здравый смысл, чем на мистику. Он не будет заклинать дождь в засушливый период или плыть в бурю, надеясь на помощь сверхъестественных сил. Его мышлению присуща особая логика, в которой преобладают чувственные элементы (впоследствии такую логику изучал Леви-Стросс).

Аудиозапись лекции можно послушать онлайн или скачать в виде mp3-файла ():

Среди аборигенов Радин обнаруживал большое число людей с яркой индивидуальностью, озабоченных философскими и теологическими вопросами (о смерти, судьбе, природе человека и бога, различии мужского и женского и т.д.). Такие личности не подвергаются формальным санкциям, а лишь только насмешкам. Поскольку архаическое общество ориентировано на прагматику, то такие философские размышления по большей части игнорируются. Оно воплощает тезис Канта: человек может думать все, что угодно, если он выполняет практические требования общества.

Самая известная работа Радина – «Трикстер». Мифы о Трикстере являются самыми древними, отражающими первоначальные формы сознания. Также они являются повсеместно распространенными и сохраняющимися по сей день, причем в актуальных формах (например троллинг, пранк, кампания Трампа).

Трикстер первороден, является порождением хаоса и носит его в себе, однако из хаоса порождается порядок, Трикстер выступает в роли культурного героя (создает из кусочков своего пениса съедобные растения, из черепа лося снадобья, делает реку Миссисипи, ранее являвшуюся дорогой духов, пригодной для людей).

Само тело Трикстера не оформлено, в нем органы не находятся в порядке, противоборствуют друг с другом, нет границы внутреннего и внешнего, мужского и женского, человеческого и животного. Однако постепенно Трикстер овладевает своими органами и приобретает человеческую форму.

В образе Трикстера соединяется глупость и хитрость, он обманывает других и оказывается ими обманут, часто обманывает сам себя. Ему очень тяжело дается рефлексивная позиция, умение увидеть себя со стороны в определенной ситуации. Он постоянно нарушает всевозможные нормы, однако часто нарушение является способом выявления и установления нормы.

Книгу Радина комменгтировали многие исследователи, в частности К.Г. Юнг и К. Кереньи (исследователь античности, друг Юнга). Кереньи обращает внимание на то, что в античной культуре (равно как и в восточной, средневековой и т.д) образ Трикстера играет очень большую роль, Юнг анализирует образ Трикстера и исследует, почему этот образ остается живым и для современного человека. Согласно Юнгу наша психика является энергетической системой, напряжение в которой создается разницей потенциалов. Таким образом, развитые формы сознания требуют своей противоположности.

Литература:

Радин П. Примитивный человек как философ (Предисловие, Введение к части 1), Дьюи Дж. Вступительное слово.
Радин П. Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев, с комментариями К.Г. Юнга и К.К.Кереньи. СПб.,1999.