Возникновение философии. Эмпедокл и Анаксагор

Лекция «Возникновение философии. Эмпедокл и Анаксагор». Курс Константина Бандуровского «Философское сознание».

Тезисы

Эмпедокл и Анаксагор создали две противоположные, крайние концепции восприятия и, соответственно, мышления: Эмпедокл развивал теорию восприятия подобного подобным, и мышления как особого вида ощущения, Анаксагор – восприятия подобного неподобным и мышления как принципиально отделенного от всего материального.

Эмпедокл (ок. 490 – ок. 430 до н.э.) родом из Акраганта, греческой колонии на Сицилии, поражал современников своей необычной жизнью. Он был ярым приверженцем демократии, отклонив предложение стать царем Акраганта, и выступал за равные права всех граждан и борясь даже за права животных. Во впечатляющих стихах Эмпедокл изображал жестокость жертвоприношений и употребления мяса в пищу, поскольку полагал, следуя Пифагору, что души людей после смерти не погибают, а переселяются в других живых существ. Таким образом, уничтожая животное, мы, возможно, уничтожаем тем самым близких и любимых нам людей.

Эмпедокла очень заботили проблемы его сограждан. Он старался всячески им помогать – так, он давал приданное бедным девушкам, а когда на его город напал мор из-за дурного ветра, дующего из ущелья, он придумал натянуть через ущелье ослиные шкуры, избавив сограждан от напасти, за что его прозвали «Укротителем ветров». Вместе с тем вел он себя подчеркнуто аристократично: одевался в пурпурные одежды, бронзовые сандалии, носил на голове венок, важно шествуя по городу со свитой. Эмпедокл почитался учениками как божество. Есть легенда, согласно которой Эмпедокл бросился в жерло вулкана Этны.

Эмпедокл написал стихотворную поэму «О природе», от которой до нас дошли многие отрывки и отдельные строки. Эта поэма впечатляет использованием неожиданных метафор и эпитетов. Красноречивость Эмпедокла снискала ему большую славу. Аристотель считал его создателем риторики. У него учились многие риторы, ораторы и софисты.

Эмпедокл предложил такое решение загадки возникновения: то, что нам кажется возникновением, на самом деле превращение. Возникновения в точном смысле этого слова быть не может:

из ничего ничего не возникает

Превращение же Эмпедокл объяснял как соединение и распад четырех элементов. С точки зрения Эмпедокла, все вещи состоят из четырех элементов – воды, огня, воздуха и земли. Все элементы тесно связаны между собой, «не отрублены топором». Эти четыре элемента никогда не возникли, а существовали изначально, а все остальные вещи получаются из смешения в разных частей этих элементов, так, например:

мясо – из всех элементов поровну; жилы – из смеси части огня и земли с двумя частями воды;
кости – из двух частей воды, двух частей земли и четырех огня

Эмпедокл сравнивал наш мир с картиной живописца – на картине мы видим людей, животных, растения, а на самом деле все они состоят из нескольких смешанных друг с другом красок.

Эти элементы Эмпедокл считал божественными, говоря, что

огонь – это Зевс;
воздух – Айдоней;
вода – Нестида;
земля – Гера

Эмпедоклово представление о том, что существуют эти четыре первоначальных элемента (иногда к ним присоединяли пятый элемент – эфир, вещество тоньше воздуха, охватывающее собой Вселенную, называемый также «квинтэссенцией», то есть, пятой сущностью) было широко распространено в философии, физике и медицине не только древности, но и в более поздние времена – вплоть до Нового Времени.

Однако Эмпедокл считал, что сами по себе материальные элементы не могут ничего произвести. Для того, чтобы из них образовался мир в целом и отдельные вещи, необходимо, чтобы имелись две духовные силы: соединения (Любовь, Гармония, Степенноокий Лад) и разделения (Вражда, Гибель, Распря). Эти две силы попеременно царствуют в мире. При царствовании Любви все элементы равным образом смешаны и образуют однородный шар – Сфайрос. Однако постепенно в этот мир проникает Вражда, которая разделяет разнородные элементы и соединяет однородные. Любовь же побуждает их соединится вновь. Везде – и среди живых существ, и в неодушевленной природе – мы можем видеть, как действуют эти силы.

Поскольку мы и вещи, окружающие нас, состоят из четырех элементов, то Эмпедокл предположил, что мы способны воспринимать все вещи именно благодаря нашему подобию им: огонь мы воспринимаем посредством огня, существующего в нас, воду посредством воды, любовь посредством любви и т.д. Такая концепция восприятия получила формулировку: подобное познается подобным. Различие пяти внешних чувств Эмпедокл объяснял тем, что каждому из них присущи поры особой величины, через которые проникают только определенные материальные образы вещей: «Ибо из них [=элементов] – ладно пригнанных – сколочены все [существа], И посредством них [собств. «ими»] мыслят, испытывают радость и печаль». Мышление является особым типом восприятия наиболее тонких образов вещей в сосудах «пробуравленных [?] в море противо-прыщущей крови, Где как раз [или: «по преимуществу»] и [находится то, что] зовется у людей пониманием [~ сознанием, ?????], Ибо понимание у людей – это околосердечная кровь.

В своем представлении о происхождении космоса (космогонии) Эмпедокл также использует учение об элементах.

Космогония Эмпедокла

Изначально существуют четыре элемента, скрепляемые Любовью и раздираемые Враждой.
Когда царствует Любовь, элементы скрепляются в однородный шар-сфайрос.
Когда царствует Вражда, элементы разделяются и производят множество вещей.
Царства Любви и Вражды бесконечно меняют друг друга.

Происхождение животных

В начале царства Вражды появляются из элементов отдельные части животных – головы, руки, ноги. Эти части соединяются как попало, порождая чудовищ-монстров.

Нежизнеспособные, составленные из неподходящих частей (например, из одних только рук) животные умирают, а те, части которых подходят друг другу – остаются жить.

Эмпедокл понимал, что перейти от элементов к сложным организмам невозможно, поэтому он ввел посредующие стадии – эпоху отдельных органов и эпоху монстров. Эти эпохи очень красочно описаны в его стихах; так он описывает эпоху органов:

«Как выросло много безвыйных голов,
Голые руки блуждали без плеч,
Блуждали одинокие глаза, не имущие лбов».
Не менее впечатляюще изображение монстров, например «быкородных человеколицых и человекородных быкоголов».

Небо он представляет состоящим из ледообразного воздуха, замерзшего под действием огня – ведь огонь, выпаривая воду, быстрее способствует отвердению, чем холод. Также благодаря огню образовались горы на Земле. Земля покоится на своем месте, поскольку вращение неба гораздо быстрее вращения Земли и препятствует падению. Поясняется это таким примером: если быстро вращать ковш, то вода из него не будет выливаться, даже когда ковш перевернут.

Анаксагор (ок. 500 – 428 до н.э.) родился в городе Клазомены в Лидии (Малая Азия). Был учеником Анаксимена. Выходец из знатного и богатого рода он отказался от имения и не участвовал в политической жизни, что для греков, считающих, что человек обязан заботится о хозяйстве, которое он получил в наследство и тем более о государственных делах, казалось вызовом. Однако на упреки «Тебе нет дела до родины» он отвечал «Еще как есть», указывая на небо. Анаксагор переехал в Афины, став начинателем расцвета философии в центральной Греции. Среди его учеников были знаменитый драматург Еврипид и законодатель Перикл.

Созерцать небо – вот ради чего человек пришел в этот мир, ради чего стоит жить – так считал Анаксагор. Изучению небесных тел и атмосферных явлений он посвятил большую часть своих занятий. Именно он открыл, что затмение Солнца бывает оттого, что между ним и Землей проходит Луна. Небо, по его мнению, состоит из камней, которые не падают на Землю только потому, что несутся с огромной скоростью; стоит им замедлить движение и небо рухнет на землю. Солнце он назвал куском раскаленного металла, величиной больше Пелопоннеса. Земля, согласно его учению, располагается в центре вселенной и имеет плоскую форму.

Анаксагора афиняне привлекли к суду за безбожие и приговорили к смерти. Его обвиняли в отрицании божественной природы Солнца. Услышав о приговоре, он сказал: «И моих судий, и меня природа уже давно приговорила к смерти». Смерть неизбежна, и поэтому человеку не стоит бояться смерти, считал Анаксагор. У нас уже есть два урока смерти: время до рождения и сон. И даже когда он получил известие о гибели сыновей на поле брани, он не стал оплакивать их, а сказал: «Я знал, что родил их смертными».

Однако благодаря заступничеству Перикла, почитаемого афинянами, Анаксагор был отпущен и отправлен в изгнание в Лампаск, где он и умер, отказавшись есть.

Анаксагор, попытался дать ответ на вопрос о том, как происходит превращение одних вещей в другие, как могут одни вещи возникать, другие ? уничтожаться. Он предположил, что и мир в целом и все предметы состоят из мельчайших частиц – гомеомерий (подобочастных). Этих мельчайших частиц в мире «бесконечное число раз бесконечное». Каждый предмет включает в себя все виды частиц, но не в равной степени. Вещь будет той или иной в зависимости от того, какие частицы в ней преобладают. Даже исключающие друг друга вещи включают в себя семя противоположной. Таким образом, в каждом предмете находятся как бы семена всех других предметов. Этот принцип комментатор Аристотеля Симплиций выразил знаменитой фразой: все во всем. Таким образом, загадка порождения и возникновения решена так: никакого возникновения нет, а есть выделение из смеси определенных частиц в соответствии с принципом подобия.

Однако перед Анаксагором встает другая загадка: если в некоторой материи содержатся семена всех предметов, то почему из нее выделяется именно этот предмет, а не любой другой? Не сумев объяснить это лишь причинами, относящимися к материальной природе, Анаксагор ввел другое, нематериальное начало – Ум, правящий миром, который и дает закон, согласно которому из хаотической смеси всего появляются различные вещи.

Анаксагор также обратил внимание на принципиальное различие человеческого ума и ощущения. Только ум может воспринимать истинное положение вещей, ощущение же часто ошибается. Чтобы показать слабость ощущения, Анаксагор приводит пример с краской – если мы смешаем каплю темной краски с большим количеством светлой, то чувство не различит ее, хотя разум будет знать об этом.

Так же Анаксагор по новому объяснил восприятие, отвергнув представление, что при восприятии «подобное познается подобным». Напротив, орган восприятия воспринимает некое качество вещи, лишь поскольку он свободен от этого качества. Ум, который способен воспринимать все вещи и качества, должен быть чистым и не смешанным ни с чем. Таким образом, формула восприятия по Анаксагору: неподобное познается неподобным. Не имея никаких материальных, телесных качеств, ум является неразрушимым и бессмертным.

Также Анаксагор предложил свою версию космогонии:

Вначале была косная смесь всех частиц-семян, разделенная лишь на два слоя – один состоящий из более сухих, светлых, теплых частиц, другой – из влажных, темных, холодных.

Ум, пробудившись, привел в движение эту массу, из-за чего из нее стали выделятся отдельные вещи.

После этого первого движения, приданного Умом, вселенная далее стала уже вращаться сама, производя далее разнообразные вещи.