Русская формальная школа. ОПОЯЗ. Введение

Константин Бандуровский. Курс «Русская формальная школа». Лекция 1.

Тезисы

Цикл «формализм» логически связан с предыдущим циклом про мифологическое мышление, в котором мы говорили о В. Проппе и О. Фрейденберг, идеи которых перекликались с идеями формалистов, о влиянии Якобсона на идеи школы Боаса и на формирование структурализма Леви-Стросса. По существу формалистическое противопоставление «практического языка» и «поэтического языка» соответствует оппозиции «рациональное мышление» – «мифологическое мышление».

Цикл «формализм» логически связан с предыдущим циклом про мифологическое мышление, в котором мы говорили о В. Проппе и О. Фрейденберг, идеи которых перекликались с идеями формалистов, о влиянии Якобсона на идеи школы Боаса и на формирование структурализма Леви-Стросса. По существу формалистическое противопоставление «практического языка» и «поэтического языка» соответствует оппозиции «рациональное мышление» – «мифологическое мышление».

Идеи формальной школы не были присущи только кружку «формалистов», они в то время носились в воздухе. Деятельность формалистов в узком смысле, школы ОПОЯЗ, была тесно связана с деятельностью футуристов, ЛЕФа, Московского лингвистического кружка. Помимо основоположников ОПОЯЗ, Шкловского, Якубинского, Поливанова, Тынянова, Эйхенбаума, Якобсона, к этому кругу в той или иной степени относились многие лингвисты и литературоведы того времени – Томашевский, Жирмунский, Виноградов, Винокур, Щерба, Гинзбург и многие другие.

Идеи формальной школы высказывались еще в 19 веке, прежде всего в трудах Потебни и Веселовского и их учеников. Важным для формирования идей формалистов были труды Андрея Белого, который сам себя называл формалистом до формалистов (это термин Белый использовал в 1906 году) и даже более формалистом, чем формалисты. В сборнике статей «Символизм» (1910) Белый выдвигает теорию о том, что в поэзии следует отличать живой ритм застывший метр. Пропуски ударений, которые раньше считались недостатками стиха, Белый рассматривает как проявление «творческого начала, «духа музыки», движущий поэтом». Эти отступления от метра можно подсчитать и выявить закономерности, определенные фигуры (угол, ромб и т.д.). Формы архитектуры, скульптуры, музыки, живописи, литературы Белый рассматривал по аналогии с различными состояниями тел (твердое, жидкое, газообразное) и пытался вывести законы по образцу физических или химических.

Многие мыслители критиковали формалистов, однако это не мешало им активно использовать их идеи, например, Выготский, Бахтин, Фрейденберг.

Идеи формализма базируются прежде всего на внимании к форме, которая ранее воспринималась как нечто вторичное и даже случайное по отношению к содержанию произведения. Согласно формалистам, форма сама в себе несет свое содержание, медиа, пользуясь словами Маклюэна, является мессиджем. Интерес к форме позволил обратить внимание на те аспекты художественного творчества, которые ранее считались находящимися вне искусства, например, литературный быт, псевдоним, материальные условия (бумага, шрифт и т.д.). Формалисты смело обращались к новому искусству – современной поэзии, кино, к межжанровым явлениям (книжная иллюстрация) . Их исследовательская работа была тесно связана с собственным творчеством – Шкловский и Тынянов были незаурядными прозаиками, Якобсон начинал как поэт-футурист, Эйхенбаум также писал стихи, формалисты активно занимались кинематографом (сотрудничество с группой ФЭКС (Фабрика эксцентрического актера)).