Клод Леви-Стросс (начало)

Константин Бандуровский. Лекции четвертого цикла. Курс «Мифическое и логическое мышление». Начала структурализма. Элементарные структуры родства.

Тезисы:

Наше представление о семье базируется на образе Отца, даже если мы боремся с ним и отрицаем его. Это представление кажется естественным: в природе существуют самцы и самки, им свойственно испытывать влечение, беременность и роды предполагают заботу самца о самке и потомстве. Затем также естественно из семьи возникает общество (патриархальная гипотеза Аристотеля). Но естественно это потому, что мы уже находимся в рамках патриархата и Отец является его аксиомой. В других культурах может быть важно не кто зачал ребенка, а на какой территории он был зачат, репрезентативным для ребенка мужчиной может выступать брат матери (авункулат), а отец должен совершать обряд кувады (имитации родов). Брак не обязательно должен быть между мужчиной и женщиной, у племени квакиутль для того, чтобы войти в дом, желательный человек мог жениться в отсутствии дочери на сыне, части тела главы рода или даже мебели.

Лекция, прочитанная 23 января 2017 г.

Аудиозапись лекции можно послушать онлайн или скачать в виде mp3-файла ():

Лекция, прочитанная 27 января 2017 г.

Аудиозапись лекции можно послушать онлайн или скачать в виде mp3-файла:

Лекция, прочитанная 30 января 2017 г.

Аудиозапись лекции можно послушать онлайн или скачать в виде mp3-файла:

Лекция, прочитанная 3 февраля 2017 г.

Лекция, прочитанная 6 февраля 2017 г.

Леви-Стросс рассматривает семейно-родственные отношения как структуру (и даже как язык), которая возникает в процессе отношений между социальными группами, таким образом семья является только элементом этих отношений, брат жены, как представитель другой группы, дающей женщину, является важным элементом семьи, а женщина – посланием, которым обмениваются группы.

Такой подход позволяет ответить на сложные вопросы антропологии – почему повсеместно распространен запрет инцеста, почему часто, но не всегда предписывается кросскузенный брак, почему существует авункулат и т.д.

Запрет инцеста обнаруживается в любом обществе, поскольку он собственно и основывает общество, утверждает приоритет социальных связей над семейными. Еще Фома Аквинский замечал, что если бы мы любили сестру как сестру, а к тому же еще как женщину, то мы бы любили ее слишком сильно в ущерб социальным связям и в таком случае люди были бы замкнуты в пределах семьи и не нуждались в обществе. Отказываясь от женщины своей группы и обменивая на женщину другой мы тем самым устанавливаем реципрокные социальные отношения. Феминистки возмущались тем, что женщина таким образом оказывается предметом обмена, в то время как мужчинами не обмениваются, однако это скорее подчеркивает ценность женщины, как продолжательницы рода, в то время как мужчина сам по себе ценности для другой группы не представляет.

Несмотря на то, что инцест запрещается, брак с кросскузиной (дочерью брата матери) во многих обществах поощряется, хотя степень родства параллельных кузенов и кросскузенов одинакова. Но параллельные кузены относятся к одной группе (мать, сын, сестра матери и дочь сестры матери), а кросскузены к разным (мать, сын, брат матери и дочь брата матери). Запрет на инцест диктует нам, что мы должны не делать, однако неясно, что мы должны делать. Обязанность женится на кросскузине дает нам предписания и основывается на реципрокных отношениях двух разных групп, дающих и получающих супруг друг у друга. Альтернативой кросскузенному браку является клан.

Семья это система, в которой «существуют и органически связаны между собой четыре типа отношений: брат/сестра, муж/жена, отец/сын, дядя по матери/сын сестры.. отношение между братом матери и племянником так же связано с отношением между братом и сестрой, как отношение между отцом и сыном с отношением между мужем и женой. Таким образом, по одной известной паре отношений можно было бы всегда вывести другую пару». Так, в Меланезии, с матрилинейным счетом родства, существуют свободные и близкие отношения между отцом и сыном и выраженный антагонизм между братом матери и племянником, а у черкесов, с патрилинейностью, напротив, культивируется соперничество между отцом и сыном, в то время как дядя с материнской стороны помогает своему племяннику и дарит ему в день его женитьбы коня. На Тробрианских островах муж и жена находятся в нежных близких отношениях, над братом же и сестрой тяготеет строгое табу, а на Кавказе отношения между братом и сестрой очень нежны, у пшавов единственная дочь «усыновляет» «брата», после чего он играет обычную для брата роль: целомудренно делит с ней постель, однако совсем иначе обстоит дело у супругов: черкес не смеет появляться на людях вместе с женой и посещает ее лишь тайком. (Леви-Стросс. Структурный анализ в лингвистике и антропологии).

Леви-Стросс также выделяет элементарные структуры, в которых брак запрещается или предписывается, и сложные, в которых брак определяется экономически или психологически, а так же ограниченный обмен (между двумя группами) и обобщенный (между большим количеством групп), обобщенный обмен позволяет устанавливать связи со многими группами, но вместе с тем возрастает напряжение внутри общества. Несколько групп замыкаются в круг, по которому в одну сторону идет передача женщин, в другую – выкуп, который является не платой и не имеет экономического смысла (лоболу, стадо коров, нельзя есть), а является гарантией получения жены. Выкуп ритуализирован и зачастую разбивается на множество траншей – за подъем невесты по лестнице, за проход в двери и таких элементов может быть до 12.

Также часто практикуется выдача ценной невесты последовательно за нескольких ценных женихов, практика, которая существовала и в Средневековой Европе (известный пример Алиенора Аквитанская, жена королей Франции и Англии, бабушка многих монархов Европы)

Сложная система семейно-родственных отношений порождает множество противоречий, поскольку нужно примирить принципы наследования и союза. Такие противоречия решает институт «дома» или «питаута», описанного Боасом у племени квакиутль, где власть и «имена мифа» переходит от отца к сыну, но герб от матери или тестя, в интересах сына. «Экзогамный брак служит тому, чтобы заполучить новые титулы, а эндогамный брак — воспрепятствовать тому, чтобы, однажды добытые, они ушли за пределы дома. Хорошая стратегия состоит в совместном использовании обоих принципов, соответственно времени и ситуации, с тем чтобы максимизировать приобретения и минимизировать утраты». (Леви-Стросс. Путь масок).

Структура семейно-родственных отношений служит не только для того, чтобы мыслить общество, но и распространяется на другие сферы, животных (братец-кролик, лисичка-сестричка), астрономию (Луна и Солнце как муж и жена) и т.д. Само мышление и познание у бесписьменных народов глубоко проникнуто семейным духом:

«Сами индейцы иногда остро чувствуют «конкретный» характер своих знаний и ярко противопоставляют его характеру познания у белых: «Мы знаем то, что делают животные, каковы потребности бобра, медведя, лосося и других существ, поскольку некогда люди вступали в брак с ними и приобрели эти знания от своих жен-животных… Белые мало времени прожили в этой стране, и им известно немногое о животных; мы же здесь уже тысячи лет, и сами животные нас давно обучили. Белые все записывают в книгу, чтобы не забыть; но наши предки поженились на животных, узнали все их жизненные хитрости и передали эти познания от поколения к поколению. Эта ученость, обретенная и переданная в атмосфере супружества и воспитания потомства, бескорыстия и внимательности, любви и нежности, описана здесь со столь благородной простотой, что кажется излишним вызывать в памяти причудливые гипотезы, внушенные философам слишком теоретическим взглядом на развитие человеческого знания. Ничто не взывает здесь к посредничеству так называемого «принципа сопричастия» или к какому-либо мистицизму, запеченному в тесте метафизики и постигаемому нами не иначе, как сквозь искажающую призму официальных религий» (Леви-Стросс. Неприрученная мысль).

 

 *  *  *

О К.Леви-Строссе в Википедии.