Непрерывный миф Бронислава Малиновского

Лекция Константина Бандуровского. Прочитана 30 сентября 2016 г.

Тезисы:

Бронислав Малиновский исходил из функционалистской парадигмы, отвергающей эволюционизм. Эволюционизм базировался на теории «пережитков», которые свидетельствовали о существовании стадий и переходе от одной к другой. С т.з. функционализма «пережитков» не существует: любая практика или артефакт выполняет определенную функцию в системе.

Миф нельзя рассматривать как отдельное сказание, как мы привыкли воспринимать античную мифологию. Мифологию также следует рассматривать в ее воздействии и взаимосвязи с различными практиками — социальной, экономической, культовой и т.д.

Аудиозапись лекции можно послушать онлайн или скачать в виде mp3-файла ():

Сам записанный миф зачастую производит впечатление чего-то простого и незначительного, однако это лишь ядро мифа, вокруг которого формируется множество комментариев и интерпретаций, практик, традиций, предписаний и табу. Все это в совокупности образует непрерывный или текучий миф.

Миф отвечает прежде всего на базовые вопросы обоснования общества, почему возникло именно такое социальное устройство и почему в обществе происходят изменения, легитимизирует применение магии, а так же дает ответ на вопрос экзистенциального характера, позволяя принять факт человеческой смертности.

Вместе с тем Малиновский отмечал, что магическое мышление и действия осуществляются там, где значителен риск и неопределенность, сопровождаемые сильными эмоциями надежды и страха (охота на акулу, постройка каноэ, любовь и война), там же, где требуется простоте применение известных технологий (ловля рыбы, постройка дома, выращивание бананов) магия практически отсутствует и туземцы мыслят вполне рационально. Магия позволяет сохранять присутствие духа и координировать усилия общества в случае опасности.

С другой стороны, перед европейцами, мыслящими в повседневной жизни относительно рационально, также возникают вопросы, требующие создания современной мифологии: «Он выполняет функцию sui generis, которая тесно связана с природой традиции и культурной преемственности, со связью между старым и молодым поколением и с отношением человека к прошлому. Короче говоря, функция мифа состоит в том, чтобы укреплять традицию и наделять ее большей ценностью и престижем, прослеживая ее происхождение от более высокой, лучшей и более сверхъестественной реальности изначальных событий. Миф, стало быть, является незаменимой составной частью всякой культуры. Как мы увидели, он постоянно регенерируется; каждое историческое изменение создает свою мифологию, которая, однако, всего лишь косвенным образом связана с историческими фактами. Миф — это постоянный побочный продукт живой веры, которая нуждается в чудесах, социального статуса, который требует прецедента, и морального правила, которому нужна санкция».

Бронислав Малиновский на островах Тробриан (ок.Папуа). 1918 г.
Бронислав Малиновский на островах Тробриан (ок.Новой Гвинеи). 1918 г.

Рекомендуется прочитать:

Миф в первобытной психологии // Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры. М.: РОССПЭН, 2004. С. 285-335.

Также стоит почитать и другие труды Малиновского, прежде всего:

«Аргонавты западной части Тихого океана» [.djvu], «Балома: духи мертвых на Тробрианских островах», «Сексуальная жизнь дикарей Северо-Западной Меланезии».