Возникновение философии. Милетская школа

Лекция «Возникновение философии. Милетская школа». Курс Константина Бандуровского «Философское сознание». Цикл «Начало философии».

Тезисы

В отличие от мудреца, знающего истину, философ лишь стремиться к истине, то есть не обладает ею. Введение слова «философия» приписывается Пифагору, который сказал: «Мудрым можно назвать только бога, а человека лишь стремящимся к мудрости». Однако эта же идея выражается в легенде о золотом треножнике: мудрец Биант Апполону отдал врученный ему треножник с надписью «мудрейшему». Геродот также пишет о мудреце Солоне, что он отправился в путешествие «стремясь к мудрости».

Изучая античную философию, нужно иметь в виду, что она не была чисто теоретической наукой (теория в нашем понимании вообще возникает поздно, в период модерна). Огромную роль играли различные практики, диетические (вегетарианство), физические, психологические, интеллектуальные, педагогические, политические. Многие античные тексты предназначены не сколько для сообщения некоторой информации, сколько для тренировки ума и памяти, например, такой важный текст Платона как «Парменид». Однако практики невозможно адекватно выразить в текстах, они передаются в живом общении, поэтому для греков так важны были «школы». Для нас эта сторона остается малоизвестной, мы видим только теоретическую плоскость греческой философии. Вместе с тем некоторые исследователи пытаются построить историю античной философии как историю практик (прежде всего Пьер Адо, на рус. яз. «Что такое античная философия», «Духовные упражнения и античная философия», «Философия как способ жить.», Ильзетраут Адо «Свободные искусства и философия в античной мысли», М. Фуко «Забота о себе»).

Первый период античной философии принято называть «досократическим», следуя давней традиции Целлера и Дильса. Однако это слово неверно по многим причинам: некоторые «досократики» были современниками Сократа, это слово охватывает очень ранних мыслителей (Фалеса и Парменида). Кроме того неверно противопоставление досократичексой физиологии как науки о природе интересу софистов и Сократа к человеку и обществу. Античное слово «фюсис» (как и русское «природа») значит то, что имеет в себе начала рождения, развития и гибели.

Зарождается античная философия в Ионии, греческих колониях на западном побережье Малой Азии, в городе Милете. Основателем милетской школы был Фалес (ок. 627 — ок. 547 до н.э.; акмэ — 585).

Фалес причисляется также к семи мудрецам и ему приписываются многие остроумные и часто парадоксальные высказывания и ответы, которые так ценились греками. Так рассказывают, что он оставался неженатым: когда его мать в молодости побуждала его женится, он отвечал «Слишком рано!», в зрелом возрасте: «Слишком поздно!». А когда у него спрашивали, почему у него нет детей, он отвечал: «Потому что люблю их». Фалес также утверждал, что между жизнью и смертью нет разницы, а когда его спрашивали: «Почему ты в таком случае не умрешь?», он отвечал: «Именно поэтому».

А вот еще высказывания Фалеса:

За три вещи я благодарен судьбе: что я человек, а не животное, что я мужчина, а не женщина, и что я эллин, а не варвар.

Древнее всего сущего бог, ибо он не рожден.
Прекраснее всего мир, ибо он творение бога.
Больше всего пространство, ибо оно объемлет все.
Быстрее всего ум, ибо он обегает все.
Сильнее всего неизбежность, ибо она властвует всем.
Мудрее всего время, ибо оно раскрывает все.

Самое знаменитое высказывание Фалеса можно считать своего рода девизом философии:

Познай самого себя.

Согласно преданию, Фалес первым из греков стал заниматься астрономией: он научился вычислять даты затмений и установил их причину, предположил, каковы могут быть размеры Солнца и Луны (1/720 часть их орбит).

Знания астрономии помогли ему вычислить, когда будут благоприятные условия для урожая маслин — главной земледельческой культуры Греции. Тогда он взял в наем все маслодавильни в округе, установив монополию, и заработал много денег. Однако он это сделал не из-за корысти, а чтобы показать, что в его занятиях тоже может быть польза — ведь многие люди смеялись над ним и рассказывали анекдот: Фалес шел по дороге, смотря на звезды, и упал в яму, не заметив ее. Проходящая мимо старуха сказала: «Фалес, ты не видишь, что у тебя под ногами, а надеешься познать звезды!».

Занимался Фалес и математикой — вписал прямоугольный треугольник в круг, измерил высоту египетской пирамиды по ее тени, дождавшись, когда его тень будет одинаковой с ним.
Фалесу приписывают также то, что он первым стал считать душу бессмертной, однако под душой он понимал движущее начало и полагал, что душа присуща всему в мире (чему доказательство видел в явлениях магнетизма).

Фалес задумался над очень важными вопросами:
Что соединяет все многообразные вещи в одно целое?
Что лежит в основании возникновения и уничтожения всех вещей?
Что поддерживает Землю, так, что она никуда не падает?
Короче говоря: что является началом всего?

Ответ Фалеса был таков: в начале всего — вода.

Почему Фалес так решил, неизвестно. Может быть, оттого, что вода может превратиться и в твердое вещество (лед), и в газообразное (пар). Аристотель предполагает, что такой вывод сделал Фалес, оттого, что пища всех существ влажная, влажна сперма, а также из-за важности моря для греков, и, как добавил Симпликий «трупы сохнут».

Учеником Фалеса был Анаксимандр, родом также из Милета (610-540), написавший трактат «О природе». Анаксимандр изучал различные явления природы и научился предсказывать землетрясения, благодаря чему он спас жизнь многим людям, первый среди греков он начертал карту ойкумены — известной грекам, обитаемой части земли (до этого карты уже существовали в Вавилоне).

Однако ни вода Фалеса, ни какое-либо другое вещество казалось Анаксимандру неподходящим на роль того, что лежит в основе всех порождений и изменений. Ведь сама вода превращается в газ или в твердое тело и другие вещества также изменяются сами, а начало не должно изменятся. Сам Анаксимандр не смог дать имя этому началу, называя его «то-что-помимо-элементов», нечто среднее, промежуточное, но поскольку он часто определял это начало как беспредельное, то стало принятым так и называть это начало словом беспредельное — апейрон (to apeiron). Что имел в виду Анаксимандр под словом «беспредельное»? Это слово имеет много смыслов, например, нечто безмерное, не имеющее границ. Но Анаксимандр использовал это слово в другом смысле — как то, что вмещает в себя совершенно противоположные свойства — горячее и холодное, сухое и влажное и прочие, и, таким образом, то, что превосходит все остальные элементы (только горячий огонь или только влажную воду). Именно потому, что в апейроне различные свойства, он может порождать различные вещи, наделенные этими свойствами — твердые и мягкие, горячие и холодные, выделяя их из себя. Кроме того беспредельное — значит вечное, не имеющее начала и конца во времени. Всем вещам, в том числе и сменяющим друг друга вселенным (небосводам, как он их называл) отмерен свой срок, и только беспредельное никогда не было порождено и никогда не исчезнет.

Землю же он считал имеющей форму цилиндра, высота которого составляет одну треть ширины. Она находится в центре вселенной и парит без всякой поддержки, потому, что она равноудалена от любой точки небосвода и ей нет причины падать в какую-либо одну сторону.

Анаксимандр первым предложил немифологическую космогонию (теорию о происхождении Вселенной).

Вначале было бесконечное начало, в котором все свойства и элементы были смешаны.
Затем из бесконечного выделились отдельные элементы, причем легкие (огонь и воздух) унеслись вверх, а тяжелые (вода и земля) вниз, сбившись в один комок.

Огонь, превратившись в Солнце, стал нагревать этот комок, в результате чего влага в некоторых местах высохла и образовалась суша.

Под воздействием тепла влага в море забродила и образовались «гнильцы, покрытые тонкими оболочками» — как бы первые живые существа, получающие влагу из росы. По-видимому, Анаксимандра занимала проблема перехода от неживой материи к живой — осознавая невозможность прямого превращения элементов в живые организмы, он вводит посредующее звено.

В этих гнильцах стали развиваться зародыши живых существ, которые достигнув своего срока разорвали оболочки и вышли наружу.

Другой милетец, Анаксимен, живший во второй половине 6-го века, рассматривал в качестве первоначала «беспредельный воздух». Именно из воздуха образуются все вещи: разряжаясь от нагревания, воздух превращается в огонь, а сгущаясь от охлаждения — в воду, а затем — в камень.

Анаксимен принял воздух за начало, поскольку считал, что воздух это то вещество, в котором скрыто содержатся противоположные качества, например, горячее и холодное.
Для того, чтобы это доказать, он предлагал совершить очень простой опыт. Поднесите ладонь к губам, и подуйте на нее сильно. Какое ощущение Вы испытываете? А теперь подуйте слабо. Какое теперь ощущение? В одном случае Вы испытываете холод, в другом — тепло. Но ведь воздух, который Вы выдыхаете, один и тот же. Значит, в одном и том же воздухе существуют противоположные качества.

Однако Анаксимен допустил ошибку в своем рассуждении, что заметил еще Аристотель. Аристотелево объяснение таково: когда мы дуем расслабленным ртом, то рука ощущает воздух, исходящий из нас самих, а он теплый. Когда же мы дуем сильно, то поток воздуха изо рта захватывает с собой воздух из атмосферы, который гораздо холодней. Другое объяснение заключается в том, что наше тело само нагревает вокруг себя слой воздуха, когда же мы резко дуем на руку, то сдуваем этот теплый слой.

Вторая причина, по которой Анаксимен выбрал воздух, заключается в том, что он полагал, что воздух родственен нашей душе, представляющей из себя тонкое дуновение. Не зря слова «воздух» и «душа» имеют в русском языке один корень — дух. И подобно тому, как наша душа объемлет и оживляет тело, так и воздух объемлет и приводит в движение всю вселенную.

Кроме того Анаксимен считал, что воздух обладает большой силой. Ведь воздух может удерживать жидкость в перевернутом сосуде, а меха, наполненные воздухом нелегко сжать. И эта сила такова, что на воздухе держится наша Земля, поскольку она имеет плоскую форму. Ведь мы видим, что предметы, имеющие плоскую форму, например, листья, могут долго парить в воздухе, как бы замыкая воздух собой. Такие же плоские и парящие в небе тела — Солнце, Луна, звезды.